Kirjeldus
В современном мире с большой скоростью развивается цивилизация. Изменяются нормы морали, жизненные ценности, мировоззрение, развиваются новые направления в культуре народов и религий.
Однако, хочется сказать, что у малых народов, находящихся в развитых странах и вплотную, связанных с современным цивилизованным миром, получающим все удобства и блага настоящего времени, остались культурные ценности, которые им были привиты с молоком матерей и рассказами их отцов и дедов.
Об одном из таких мест мне хотелось бы рассказать в этом повествовании.
Далеко в российской глубинке, в Удмуртской республике, в Малопургинском районе есть такая деревня – Баграш-Бигра. Деревне Баграш-Бигра около 350 лет. А находится это селение на пересечении двух дорог: одна – асфальтированная дорога федерального значения, в простонародии – «заводэ сюрес», другая – железная дорога, у местных – «чугин сюрес». Деревня граничит с Татарской республикой и находится недалеко от столицы Удмуртии г. Ижевска (45 км).
Несмотря на выгодное географическое положение и наличие цивилизации в деревне до сегодняшних дней сохранились свои удмуртские традиции и обычаи. Религиозное направление, которое являлось единственно признанным с давних времен называлось – язычество. Наши предки не имели ни церквей, ни сооружений, а молились они в местах, естественно созданных девственной природой. Они считали, что особая сила концентрировалась в местах, где проходили обряды моления и жертвоприношения, а так же празднования того или иного праздника.
Таких мест у нас в деревне было несколько и у каждого места было свое собственное название:
Керемет
Четкер
Бит нюк
Кур куян нюк
Гучин
Акташ
В этих местах проводили такие традиционные обряды как: гужем юон, чошме, виль.
Несмотря на рост цивилизации и упразднения многих значимых для религиозного направления событий, тем не менее периодически проводятся моления и обряды. Последний большой молильный обряд провели засушливым летом 2010 года. Старожилы моей деревни и соседних деревень собрались в Четкере, чтобы просить у Бога (Инмара) дождь.
В настоящее время эти же традиционные обряды проводятся в узком кругу своих общин (боляк), родственников (чыжы-выжы), отдельных улиц и т.д.
Большинство жителей деревни знают и чтят, оберегают эти места и они знают, со слов стариков, что в молильных местах нельзя рубить деревья. Например, по рассказам наших старожилов(Стрелкова Евдокия Петровна 1932 г.р, Лебедева Анна Федотовна 1934 г.р, Орлова Ирина Андреевна 1938 г.р, Лебедева Ольга Виссарионовна 1940 г.р, Ерохина Дарья Дмитриевна 1913 г.р (101 год) ) , в 70-е годы, к нам в деревню приехал специалист и в один день, во время грозы, его новый срубленный из дерева дом сгорел от удара молнии. А дом его был построен из деревьев с молильного места – Керемет.
Хотелось бы рассказать более подробно о молильном месте Акташ. Находится это место за деревней (около 1 км). Издалека, в открытом поле оно выглядит как круглый островок из сосновых деревьев. Коренной житель моей деревни Лебедева Анна Федотовна (Дыдыкапай, 80 лет) так говорит об этом месте:
"В этом молильном месте, проводились обряды, варили кашу и приносили в жертву животных, но не крупно-рогатый скот, а только мелкую птицу. Просили о хорошем урожае и о дожде.
Рядом с Акташем, у нас было свое поле, и каждый раз, перед тем как вспахать, посеять мы проливали кровь мелкой птицы (чипу-курег)".
У нас за Акташем есть большой лес, туда часто односельчане и жители соседних деревень ходят за грибами и за ягодами. По пути многие заходят в это молильное место и вспоминают о своих предках и делают «приношение».
Вот и мне выпал счатливый случай этой осенью (в этом году снег выпал рано), с бабушками нашей деревни Николаевой Анастасией Федоровной и Лебедевой Ольгой Виссарионовной сходить в лес за вениками. Они на обратном пути зашли почтить память предков, развели костер и выполнили обряд «приношения». Этот момент мне и удалось запечатлеть.
Именно уважение и почтение наших предков, наверно, и помогает нашей деревне процветать.Хотелось бы сказать огромное спасибо нашим прародителям, которые передавали свои знания и умения жителям нашей деревни, и нашим бабушкам и дедушкам, за то что они сумели сохранить эти традиции до наших дней и передать нам – будущим наследникам нашей богатой и своеобразной удмуртской культуры.